В дороге все бывает - это аксиома, не требующая каких-либо доказательств. И для того, чтобы избежать опасностей при байдарочном походе, нужно знать некоторые правила, которые помогут не растеряться и либо не пострадать самому, либо оказать помощь товарищу.
1. Поведение в лодке
В байдарке и каяке можно грести, находясь в одном их двух положений: просто сидя или сидя на коленях. Чем ниже находится человек, тем более устойчиво судно, но грести тяжелее. Вставать в байдарке и каяке нельзя – это создает опасность переворота судна. Полезна практика отработки боковых колебаний байдарки бедрами и корпусом. Во время волнения на воде необходимо сесть как можно ниже, зафиксировав бедра таким образом, чтобы ощущать все колебания судна.
2. Багаж
Багаж следует распределить в грузовом отсеке, в носовом и кормовом отсеках. Весь багаж должен быть упакован в гермомешки. Правильно застегнутый гермомешок не промокает и не тонет(если там, конечно, не кирпичи лежат). В кормовом отсеке мы перевозим, как правило, питьевую воду в 10-литровых баклажках. Груз следует распределять равномерно, чтобы плавсредство не было завалено набок, что негативно скажется на удобстве управления.
3. Гребля
Еще до начала сплава необходимо определиться, какое положение на веслах для вас наиболее удобно, какая рука держит весло крепче, а в какой оно проворачивается. После этого отрегулировать весло под себя и запомнить его отличительные характеристики. При выходе на берег на стоянку весло нужно брать с собой и всегда знать, где оно находится. При гребле весло погружается в воду на 3/4 лопасти.
4. Переворот и пробой судна
Положение и направление судна необходимо постоянно контролировать. Это поможет вовремя вывести судно из крена и избежать переворота.
Если переворот или пробой судна все-таки произошел, то нужно выбраться из лодки, держась за нее, удостовериться, что с остальными членам экипажа все нормально, подать сигнал участниками похода в других лодках и, самое важное, не терять присутствия духа и чувства юмора. Товарищи по походу обязательно помогут вам выбраться из воды.
Судно не утонет – байдарки оборудованы надувными сидушками, а в каяках в носу и корме есть пластиковые поплавки. Затем нужно отбуксировать лодку к берегу, вылить из нее воду, сложить вещи, и дальше - в путь! Стоит добавить, что переворот судна случается крайне редко, и только с теми кто не соблюдает правила поведения в лодке либо находится в алкогольном опьянении.
В случае, если Вы пробили судно, необходимо причалить к берегу и освободить его от груза. Инструктор поможет Вам заклеить пробоину, - и вы можете продолжать путешествие! Заклейка пробоины занимает не более 20 минут.
5. Спасение утопающих
Подплывать к утопающему можно только сзади, чтобы избежать собственного потопления. Перевернуть тонущего на спину, захватив его за подмышки, и попытаться оттащить к берегу. Если он захлебывается, необходимо резко, но аккуратно сдавить ему бока и помочь откашляться.
Все действия необходимо производить строго под контролем человека, который назначен руководителем похода. Это поможет избежать ненужной суеты и скоординировать действия всех членов команды.
Думайте о своих действиях и о возможных последствиях!